«Классно придумали – взращивать кадры»: в Красноярске появилась детская школа программирования

«Классно придумали – взращивать кадры»: в Красноярске появилась детская школа программированияТанцы, футбол, каратэ, театральный кружок — традиционные занятия для детей. А вы видели, чтобы семилетки с увлечением писали программы для мультяшной истории? Или прописывали алгоритмы для электронного человечка? Все это делают в детской школе программирования «Алгоритмика». А также тут учат проектному мышлению и дают навыки работы в команде. О том, зачем программирование детям и в чем организаторы школы видят свою миссию, рассказал ее директор Вадим Лапыцкий.

«Стул — это лава»

 — Смотри, смотри, они побежали.
— Это я им дал задние, вот эту кнопочку нажал.
— Э-э-эх, щас врежется, плохо рассчитали.
— Внимание, дети, перерыв, все закрываем компьютеры, а стул — это лава! Кто не успел?!

Все по команде вскакивают с мест и выбегают в коридор размяться. В воскресенье ребята от 10 до 12 лет колонизируют Марс. Задача  научить роботов готовить еду, строить станцию, отправлять космический корабль, а по ходу сбивать астероиды, которые мешают полету.

Их уже посвятили в астрокадеты, выдали удостоверения, и в конце каждого урока они получают звезды за хорошо выполненные задания.

«Смысл конкретно этого курса в создании игры, — рассказывает Вадим Лапыцкий. — Например, сегодня на занятии нужно сделать лабиринт. Есть точка входа и точка выхода. Дети сами выбирают условия и креативят — можно на пути поставить барьеры, которые придется преодолевать, или звездочки, которые надо собрать. Мы лишь задаем вводные данные, объясняем, какие есть возможности и каков инструментарий. Итог — презентация игры на проекторе. Она совершенно реальная, ее можно будет переслать друзьям и родителям и предложить сыграть».

Программа рассчитана на две возрастные категории — 7-9 и 10-12 лет. Базовый курс обучения длится восемь месяцев. В этом году часть ребят окунулись в 1 класс и в программирование одновременно. И уже сейчас понятно, что в школе они сильно обгоняют одноклассников. Занятия учат не только основам кода, но и развивают логическое мышление, дают навыки работы в команде, общения с преподавателем.
Чтобы игра заработала, необходимо всем вместе собрать код. Если на стадии сборки кто-то с кем-то не договорится, код просто не заработает.

Непосредственно в класс дети приходят раз в неделю. Все остальное время занимаются самостоятельно дома. Онлайн общаются с преподавателями, которые по ходу корректируют работу и указывают на ошибки. Процесс получается непрерывным. Порой педагоги обнаруживают, что дети решают задачки, даже когда уезжают на отдых за границу. Помимо компьютеров ребята занимаются в тетрадях, где множество упражнений на логику, координаты и алгоритмы.

Шаг в будущее

 По словам Лапыцкого, умение выстраивать коммуникации и работать в команде — как раз то, чего не хватает сегодня современным IT-специалистам. Ведь они, как правило, интроверты, а серьезные проекты требуют командной работы. Именно наблюдение за рынком специалистов в сфере цифровых технологий натолкнуло создателей школы на мысль заняться обучением детей.

Вадим Лапыцкий
— У нас есть предприятие, которое уже более пяти лет разрабатывает программное обеспечение в Красноярске. И вопрос с кадрами всегда был основополагающим. Ведь ни логистики, ни складов, ни аренды у нас нет, 80 процентов расходов — это зарплата. Мы постоянно находится в поиске высококлассных специалистов: ищем, нанимаем, у нас их перехватывают. Но зачастую компетенции тех, кто сегодня выходит из учебных заведений, не хватает. Рынок IT-технологий самый активно развивающийся. Язык, платформа, принцип разработки меняются каждые полгода. Процесс самообучения должен быть постоянным. Отсюда и возникла мысль  а почему бы их не учить?!
— То есть, решили сами себе готовить специалистов?
— Многие говорят, а классно вы придумали — взращивать кадры. Но это не совсем так. Хорошо, если пара-тройка этих ребят через 10 лет придут к нам работать, и то не факт. Рынок программирования настолько динамичен, что они скорее найдут работу где-то в другом месте. И это будет хорошо, так как наша миссия все равно будет выполнена. Рано или поздно практически любая профессия будет зависеть от того, насколько человек умеет пользоваться навыками программирования. А значит, мы шагнули в будущее и дали возможность сделать этот шаг детям.

Когда твой преподаватель — робот 

Самым сложным оказалось донести до родителей, чему и для чего будут учить детей. Они понимают, что подрастающего малыша нужно куда-то отдать. Но это понимание шаблонное. Для мальчиков — футбол, фехтование, для девочек — танцы, гимнастика.
В последние годы добавились математика, шахматы, скорочтение. Программирования в этом спектре не было никогда. Хотя все понимают, что цифровые технологии — это профессия будущего. То есть уже настоящего. Если даже ребенок не выберет программирование как профессию, базовые знания, которые он получит, совершенно точно ему пригодятся в любом деле. Хочешь быть врачом, инженером — так или иначе должен будешь работать с высокотехнологичным оборудованием. Мечтаешь о карьере архитектора — придется готовить и презентовать свои проекты. Дизайнером интерьеров — то же самое.

Впрочем, объяснять родителям приходилось только на начальном этапе. Дальше все было видно по реакции детей.
— На первом бесплатном уроке у нас есть классная штука. Преподаватель предлагает представить, что он робот, и ребята должны им управлять. Встает, замирает. Поехали. Если поступают неправильные команды, он упирается головой в стену, натыкается на предметы. И так пока не достигнет цели. Веселит такой прием абсолютно всех — прикольно же поуправлять учителем.
К выбору педагогов в школе подошли особо тщательно. Отличные программисты — еще не значит классные преподаватели. Тем более учить нужно детей.
Был организован строгий отбор в несколько этапов, из 40 выбрали только пять. Организовали мастер-классы с приглашением детей и родителей. Занятия снимали на видео, чтобы потом обсудить и проанализировать, как педагоги и дети коммуницируют.
Наряду с педагогами, было важно выбрать метод — как учить детей программированию, чтобы было не только понятно, но и увлекательно. Методология преподавания была разработана специально для детей совместно с Дереком Брином — американским методистом, придумавшим скретч — детский язык программирования. Скретч развивает творческий потенциал ребенка. В нем можно создавать игры, анимацию, рисовать и даже писать музыку.
— Мы давно замечали, что дочь любит играть в онлайн-игры, ей это очень интересно, — делится Мария Кутьина, мама 10-летней Златы. — Поэтому решили, пусть учиться делать это профессионально. Я в детстве не знала толком, чего хотела, и пошла не туда. Поэтому постараюсь, чтобы мой ребенок занимался тем, что по-настоящему любит.

Еще одна девочка параллельно ходит в художественную школу. Ребенок уже сейчас понимает: чтобы делать качественные дизайнерские проекты мирового уровня, ей не обойтись без навыков программирования. Обучение и просвещение — в этом в том числе организаторы школы видят свою миссию:

— Мы как страна, регион, город точно проиграем, если не будем строить высокотехнологичные предприятия, снижать себестоимость нашей продукции, поднимать качество, расширять спрос и ассортимент. А делать это можно только с помощью высоких технологий. И учиться этому нужно уже с детства, — заключает Вадим Лапыцкий.